Техника чтения для начальной школы:
В государственных образовательных стандартах 2004г. среди требований к выпускнику начальной школы указывается только навык чтения про себя без замера скорости чтения. Однако в на­шей программе установлен необходимый и достаточный для успеш­ного обучения в основной школе темп чтения про себя - от 100 до 140 слов в минуту и вслух - от 80 до 90 слов. Для того чтобы учи­тель мог ориентироваться в освоении детьми техники чтения, в нашей программе предложены ее примерные показатели по классам.
1 класс
Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2 класс
Переход к осмысленному, правильному чтению целыми словами.
I полугодие: Темп чтения вслух - 40-50 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя - на 10 и бо­лее слов быстрее, чем при чтении вслух.
II полугодие: Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух - 55-60 слов и выше, про себя - на 10 и более слов быстрее.
3 класс
I полугодие: Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами. Использование логического ударения, пауз внут­ри сложного предложения, между предложениями и частями тек­ста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух — 60—70 слов и выше. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя - на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух.
IIполугодие: Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста - 75-80 слов. Осознанное чтение про себя. Темп чтения — на 20-30 слов боль­ше, чем при чтении вслух.
4 класс
I полугодие: Сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух - 80-85 слов. Осознанное чтение про себя.
II полугодие: Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготов­ка к выразительному чтению. Темп чтения вслух 80-90 слов. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения про себя к концу обучения в начальной школе - на 50 и более слов выше, чем при чтении вслух. Учитывая индивидуальные особенности детей (отклонения в здоровье, медлительность, леворукость, нарушение речевого разви­тия и т. д.), можно установить определенный диапазон нормативной скорости чтения по окончании начальной школы: от 70 до 90 слов в минуту при чтении вслух и от 100 до 140 слов при чтении про себя.